«Больше не хочу этим заниматься»
Изобретатель Владимир Мазин Фото: Андрей Харитонов/

Изобретатель Владимир Мазин Фото: Андрей Харитонов/ "Русская планета"

Корреспондент РП выяснял, почему изобретателями становятся на всю жизнь

Сочинское отделение Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) объединяет фантазеров и мечтателей. Учителя, инженеры, предприниматели за рамками своей профессии придумывают, как улучшить нашу жизнь. Патентуя свои изобретения, они надеются увидеть их не только в экспериментальных образцах. Но зачастую применения своих новаций в реальной жизни они добиться не могут.

В сером пиджаке и голубой рубашке, застегнутой на все пуговицы, он ждал меня на автобусной остановке. Мы договорились встретиться недалеко от сочинского международного университета, где преподает старейший в городе изобретатель Владимир Иванович Мазин. В сквере, у подножья памятника Ленину, он рассказал о своем жизненном пути, изобретениях и отношении к современной экономической ситуации в стране.

– Я учился в морском институте по организации морских и речных перевозок, а преподаю в автомобильном. У меня семь патентованных работ за 5 лет. Это много! — коротко рапортовал изобретатель и плавно перешел к тем темам, которые занимают его сейчас.

Несмотря на то, что я несколько раз пытался перебить ученого и попросить рассказать о себе, он больше говорил об экономике России, промышленности, и том, как поднять эффективность и производительность труда.

– Мне хочется, чтобы промышленность работала лучше, чтобы экономика развивалась, тогда и человек будет жить лучше. Мы сейчас живем так, потому что много не используем того, что можно было бы использовать, — увлеченно рассказывал Мазин.

Высокий, седой, с густыми бровями, скрывающими глаза, Владимир Иванович выглядит моложе своих 76-ти лет. Низкий, чуть с хрипотцой баритон вызывает доверие ко всему, что он говорит, поэтому перебивать его было как-то неловко.

– Я думаю в том направлении, чтобы изобретение было полезным и нужным производству. Тогда есть смысл его внедрять. А если изобретение «теоретическое» — может получится, а может нет — это другое дело. А тут явная выгода.

С выгодой для экономики, так, по крайней мере, мыслит Мазин, он запатентовал несколько изобретений оптимизирующих процесс грузовых перевозок и обработки грузов.

– Вот большегрузный автофургон, 12-15 метров длиной. И одна дверь сзади. Для того, чтобы загрузить его нужно или 15 метров таскать груз вручную, или загнать туда внутрь электро-погрузчик. Ко всему прочему, машина должна подойти к грузовой рампе или, так называемому, грузовому «столу», где погрузчик забирает и куда доставляет груз. Загрузка машины по такой схеме занимает 1,5-2 часа. Выгрузка — еще 2-3 часа. Чтобы ускорить процесс я придумал следующее: стены и крыша фургона приподнимаются и «оголяют» грузовую платформу машины. Это происходит за счет работы четырех гидравлических приводов, расположенных по углам фургона. И вот, пожалуйста, загружай-выгружай с любой стороны. Удобно и время экономится, — увлеченно, не прерываясь рассказывал ученый.

Еще одно изобретение Владимира Ивановича также позволяет упростить погрузочно-разгрузочные работы. В запатентованном устройстве боковые стены грузового фургона поднимаются и опускаются, словно крылья бабочки.

На счету Мазина еще несколько зарегистрированных новаций, которые уже сегодня можно применить в жизни. Большая часть из них связана с логистикой и автомобилестроением. Например, изобретатель предложил особой конструкции поворотную площадку, устанавливаемую на оси большегрузов, облегчающую управление фурами. Он же придумал и запатентовал проект автомобильной стоянки, которая представляет собой пятиэтажное здание, размером с хрущевку, в котором автомобили размещаются на парковку с помощью специальных подъемников и тягачей без участия водителей.

Завершая рассказ об очередном изобретении, Владимир Иванович расплывается в улыбке человека, глубоко удовлетворенного своей работой. Правда, по его словам, ни одно из изобретений так и не заинтересовало производителей. Он слал письма и предложения на автомобильные заводы, но ответа от них так и не получил.

– Процесс изобретения доставляет удовольствие на этапе, когда ты работу заканчиваешь. И видишь, как она вырисовывается. И по расчетам и по интуиции понимаешь, что она будет давать выгоду. Кроме радости есть и муки творчества. Случаются и разочарования — любое изобретение может устареть еще в момент разработки.

Тем не менее, Мазин не расстраивается и не жалеет о том, что связал жизнь с изобретательством. Изобретателями не рождаются, считает он. Окончив Одесский институт инженеров морского флота, Мазин распределился в порт Ванино, Сахалинского пароходства. Будучи молодым специалистом, быстро проявил себя и возглавил конструкторско-технологический отдел порта. Потом работал на Украине. И везде, где бы не находился, продолжал учиться.

– Вы спрашиваете — как стать изобретателем? Здесь знания определенные нужны и немножко опыта производственного. А еще нужен навык анализа — как усовершенствовать, упростить ту конструкцию, которая есть. Можно ли сделать лучше? Кто-то считает, что конструкция и так хороша, и она его устраивает. Она же работает. Вот такая логика. Это называется инженерный консерватизм, — объяснил Владимир Иванович. — А чтобы стать изобретателем, надо поставить цель, а потом попробовать, посмотреть — как к этому подойти. Я знаю у нас много хороших толковых ученых, инженеров. У них есть идеи. Но они не хотят этим заниматься. Кому это надо?

Сегодня Владимир Иванович Мазин с коллегой завершает работу над очередным изобретением.

– Мы его оформим и все. Больше не хочу этим заниматься. Старый уже. Отдыхать надо, — говорит он, но на этот раз категоричному баритону изобретателя верится с трудом. Наверное, потому, что в его глазах продолжает гореть какой-то огонь, а в рассказах проскальзывают нотки азарта.

«Каждый строил как мог» Далее в рубрике «Каждый строил как мог»Почему сочинские архитекторы при всем желании не могут исправить ошибки прошлого Читайте в рубрике «Титульная страница» Владимир Путин. «Кто со мной? С кем идти?»Выборы-2018, в которых изъявил желание принять участие действующий глава государства, будут, де-факто, «безальтернативными» Владимир Путин.  «Кто со мной? С кем идти?»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»