Неолимпийский курортный сезон
Пляжный сезон в Сочи Фото: Виктор Клюшкин/ ИТАР-ТАСС

Пляжный сезон в Сочи Фото: Виктор Клюшкин/ ИТАР-ТАСС

Почему наследие Игр-2014 не привлекло туристов этим летом

Курортный сезон в Сочи не оправдал надежд — заполнить более 20 тысяч гостиничных номеров, построенных к Олимпиаде, не удалось. В разгар лета новые отели стояли наполовину пустые. Не помогла даже реклама успешно проведенных Игр. «Олимпийская волна» туристов, желающих посмотреть обновленный Сочи, прошла мимо «новичков» на рынке гостиничных услуг города. В причинах неудачи разбирался корреспондент РП.

Готовились к ажиотажу

Отдыхающих в Сочи, по сравнению с 2013 годом прибавилось, сообщает управление по курортам и туризму Администрации Сочи. Но, заслуга новых средств размещения в этом росте незначительна. Олимпийские отели на берегу моря прошедшим летом были заполнены в среднем на 55%. Гостиничный сектор — главная движущая сила в развитии курорта — лишь обозначил движение вперед. В причинах столь слабого старта пытаются разобраться собственники отелей и управляющие компании, власть и представители туристического бизнеса.

Эксперты, опрошенные «Русской планетой», связывают проблемы с посещением Сочи туристами с высокими ценами на перевозки. Дешевле всего, конечно, добираться до курорта на собственном автомобиле, но нужно быть готовым к многокилометровым пробкам и изнуряющей дороге. Если делать выбор в пользу комфорта, то лучше ехать поездом или лететь самолетом. Правда, стоимость авиаперелета в этом году, к примеру, из сибирских городов на Черное море, по данным Российского союза туриндустрии, была сравнима со стоимостью отдыха в Турции. Так, слетать туда-обратно из Барнаула в Сочи для жителей будет стоить от 32 тысяч рублей, а шестидневный отдых в Турции и перелет — от 27,5 тысяч. Жители Новосибирска за билеты в Сочи отдадут от 45 тысяч рублей, за отдых в Турции — от 23,5 тысяч. Перелет до Сочи и обратно из Красноярска составит от 29 тысяч рублей, отдых в Турции — от 30 тысяч.

Ценовая политика авиакомпаний совершенно не способствует развитию курортных территорий, считает депутат Госдумы Сергей Кривоносов.

– Авиакомпании в активный сезон получают достаточно серьезную прибыль, а в результате страдают граждане, города и курортные территории. Разговор о стоимости авиаперевозок на курорты ведется уже более десяти лет, но ничего не меняется. Это очень сложно, но мы ищем механизмы решения задачи, — обрисовал он ситуацию с авиаперевозками.

Генеральный директор ООО «ОтельСтрой» в Сочи Василий Пахолюк считает, что в процесс ценообразования должно вмешаться государство.

– Мы многие годы не можем решить вопрос госрегулирования цен. На период Олимпиады смогли решить? Смогли! Почему же сейчас не можем регулировать эти цены?! — задается вопросом в беседе с корреспондентом РП Пахолюк.

Во время Олимпиады авиакомпании возили болельщиков из Москвы в Сочи и обратно за 5-6 тысяч рублей. Летом этого года в пик курортного сезона цена билета в эконом-классе на том же направлении достигала 40 тысяч рублей.

Когда дорога обходится дороже отдыха, говорить о развитии туризма не приходится. Туристические потоки активизируются там, где стоимость транспортных расходов составляет не более 20-25% от цены турпутевки. 

На чем споткнулись и почему не упали

В феврале-марте 2014 года в дни проведения Олимпийских и Паралимпийских игр гостиничный фонд был заполнен «под завязку». Тогда было все предельно ясно — номера забронированы, цены утверждены (стоимость проживания в отелях определялась в соответствии с рекомендациями МОК и была ниже рыночной стоимости). 

Когда игры закончились, цены поползли вверх. Образовался дефицит постояльцев. В июне гостиницы пустовали. Отели под управлением известных западных брэндов оказались в новой для себя ситуации: отработанные годами стандартны привлечения клиентов в Сочи не работали. 

Пришлось перестраиваться. В условиях огромной конкуренции цены поползли вниз. В августе в Имеретинской низменности по соседству с олимпийским парком можно было подобрать размещение по цене от 1-1,5 тыс. рублей с человека в сутки. Одновременно со снижением цен отельеры пришли к осознанию того, что туристов надо заново заинтересовывать новыми возможностями курорта. Надо сформировать, так называемый, туристический продукт.

– Мы поняли, что максимально востребованная услуга сегодня — это пакет услуг. Просто проживанием никого не удивишь, — рассказывала корреспонденту РП Елена Никитина, коммерческий директор курорта «Роза хутор». — Люди просят включить все наши горные развлечения в турпакет. И они включены в стоимость проживания — прогулки на лошадях, веревочный «Панда парк», 2-х часовой прокат велосипеда, пляж в горах (на реке или возле озера). Как мы придумали такое — сразу пошли заявки.

Руководители Radisson Blue & Congress Center, отеля, специализирующегося на деловом туризме, выбрали иной путь привлечения клиентов, рассказал корреспонденту РП Морад Мехди, генеральный менеджер отеля.

– Дело в том, что мы не придумываем деловые встречи. Мы их «переманиваем» из других городов — из Москвы, Санкт-Петербурга, из Турции, из Софии. Если говорить о загрузке, то август был очень успешным для нас.

Сформировать гостиничное предложение, отвечающее спросу целевых аудиторий по адекватным ценам, это первый шаг. Следующий — наладить сотрудничество с туроператорами.

Кто должен «двигать» Сочи?

– Заполняемость «олимпийских» гостиниц невысока из-за отсутствия грамотного продвижения. Большинство туроператоров и туристов ничего не знают об этих объектах, — считает Сергей Войтович, генеральный директор компании «Свой ТТ».

А ведь казалось, что череда летних банкротств российских туроператоров и, как следствие, снижение выездного потока туристов из России на зарубежные курорты должны были сыграть на руку сочинцам. Но, не случилось.

– Сегодня никто не знает, что в Сочи дешевые гостиницы, что в Имеретинке демпинговые цены. Сегодня Сочи по продвижению практически не видно, — рассказал корреспонденту РП Юрий Барзыкин, вице-президент Российского Союза туриндустрии.

Переориентация многих туристических компаний с зарубежных направлений на внутренний рынок не принесла ожидаемых изменений. Количество не переросло в качество, считает Михаил Ушаков, исполнительный директор национальной ассоциации туристско-информационных организаций.

– Туристические компании, которые работали на зарубежье, привыкли к абсолютно стандартным способам работы с зарубежным туристическим оператором. Они не знают — каким образом работать в России, каким образом направлять туристов в Сочи.

Те, кто знает об этих возможностях, не могут решить, кто должен заниматься продвижением отелей и их рекламой на курорте.

– Их раскруткой должно заниматься государство, в том числе власти Сочи и Краснодарского края, — уверен Сергей Войтович.

– Элемент продвижения, в большей степени, — это ответственность бизнеса. Власть — это деловые мероприятия, конференции, форумы, — настаивает Барзыкин.

Прийти к общему знаменателю по этому вопросу у собственников отелей и администрации курорта пока не получается. Может поэтому и сложилась этим летом парадоксальная ситуация, когда два рядом стоящих отеля в Имеретинской низменности показывают разную загрузку — один полон, другой — пуст.

Где густо? И почему пусто?

«Не загрузили свои отели только те, кто не хотел, — заявил глава Сочи Анатолий Пахомов на заседании Делового клуба города Сочи 28 августа 2014 года. — По каким причинам — нам предстоит выяснить. Я думаю, что кто-то принципиально хотел показать, что туристы в Сочи, может быть, и не приедут, потому что нет игорной зоны в Имеретинской низменности. Значит надо игорную зону создавать. Или налоговые каникулы продлить».

Нулевая ставка налога на имущество установлена для объектов, которые обеспечивают функционирование спортивных сооружений зимних Олимпийских игр, а также для некоторых отелей и гостиниц. Государственные преференции до конца декабря 2015 года получили те, кто инвестировал средства в создание олимпийской инфраструктуры — «Базэл», «Интеррос», «Ренова» и др. Предвидя сложности с загрузкой отелей после Олимпиады, с обслуживанием банковских кредитов, государство пошло навстречу собственникам олимпийской недвижимости.

Игорную зону в Сочи пролоббировали те же инвесторы. Утвержденные этим летом поправки в федеральный закон позволяют Правительству разрешить азартную деятельность на территории любых частных олимпийских проектов — отелей и гостиничных комплексов. Оба решения направлены на то, чтобы не допустить банкротства инвесторов и обеспечить возврат банковских кредитов. 

В ожидании открытия игорной зоны, Международного инвестиционного форума, гонок Формулы-1 Сочи входит в осенне-зимний туристический период с надеждой и обоснованной тревогой.

Директор туристической компании «Ривьера Сочи» Бэлла Тарасова, рассказывает, что уже в августе сократилось число перевозчиков и количество бортов на курорт. Правда, одна из авиакомпаний присматривается к чартеру в зимний Сочи на горнолыжные курорты. Но перевозки — не единственная проблема, грозящая представителям сочинского туристического рынка.

– Раннее бронирование, которое было так популярно у наших российских туристов в прошлом, в этом году не пользуется спросом. Глубина продаж на осенне-зимний сезон у крупных туроператоров составляет один месяц. Это приведет к тому, что объем оборотных средств у нас на предприятии резко уменьшится, и мы должны быть к этому готовы. Это реалии сегодняшнего дня. То, с чем предстоит жить в зимний период. 

«К нам сочинцы неохотно идут» Далее в рубрике «К нам сочинцы неохотно идут»«Русская планета» узнавала, почему в городе Олимпийских Игр не могут найти работу коренные жители, в то время как мигранты зачастую не испытывают проблем с трудоустройством Читайте в рубрике «Титульная страница» Владимир Путин. «Кто со мной? С кем идти?»Выборы-2018, в которых изъявил желание принять участие действующий глава государства, будут, де-факто, «безальтернативными» Владимир Путин.  «Кто со мной? С кем идти?»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»