Новости – Общество
Общество
«Больше не хочу этим заниматься»
Изобретатель Владимир Мазин Фото: Андрей Харитонов/ "Русская планета"
Корреспондент РП выяснял, почему изобретателями становятся на всю жизнь
26 сентября, 2014 14:53
5 мин
Сочинское отделение Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) объединяет фантазеров и мечтателей. Учителя, инженеры, предприниматели за рамками своей профессии придумывают, как улучшить нашу жизнь. Патентуя свои изобретения, они надеются увидеть их не только в экспериментальных образцах. Но зачастую применения своих новаций в реальной жизни они добиться не могут.
В сером пиджаке и голубой рубашке, застегнутой на все пуговицы, он ждал меня на автобусной остановке. Мы договорились встретиться недалеко от сочинского международного университета, где преподает старейший в городе изобретатель Владимир Иванович Мазин. В сквере, у подножья памятника Ленину, он рассказал о своем жизненном пути, изобретениях и отношении к современной экономической ситуации в стране.
– Я учился в морском институте по организации морских и речных перевозок, а преподаю в автомобильном. У меня семь патентованных работ за 5 лет. Это много! — коротко рапортовал изобретатель и плавно перешел к тем темам, которые занимают его сейчас.
Несмотря на то, что я несколько раз пытался перебить ученого и попросить рассказать о себе, он больше говорил об экономике России, промышленности, и том, как поднять эффективность и производительность труда.
– Мне хочется, чтобы промышленность работала лучше, чтобы экономика развивалась, тогда и человек будет жить лучше. Мы сейчас живем так, потому что много не используем того, что можно было бы использовать, — увлеченно рассказывал Мазин.
Высокий, седой, с густыми бровями, скрывающими глаза, Владимир Иванович выглядит моложе своих 76-ти лет. Низкий, чуть с хрипотцой баритон вызывает доверие ко всему, что он говорит, поэтому перебивать его было как-то неловко.
– Я думаю в том направлении, чтобы изобретение было полезным и нужным производству. Тогда есть смысл его внедрять. А если изобретение «теоретическое» — может получится, а может нет — это другое дело. А тут явная выгода.
С выгодой для экономики, так, по крайней мере, мыслит Мазин, он запатентовал несколько изобретений оптимизирующих процесс грузовых перевозок и обработки грузов.
– Вот большегрузный автофургон, 12-15 метров длиной. И одна дверь сзади. Для того, чтобы загрузить его нужно или 15 метров таскать груз вручную, или загнать туда внутрь электро-погрузчик. Ко всему прочему, машина должна подойти к грузовой рампе или, так называемому, грузовому «столу», где погрузчик забирает и куда доставляет груз. Загрузка машины по такой схеме занимает 1,5-2 часа. Выгрузка — еще 2-3 часа. Чтобы ускорить процесс я придумал следующее: стены и крыша фургона приподнимаются и «оголяют» грузовую платформу машины. Это происходит за счет работы четырех гидравлических приводов, расположенных по углам фургона. И вот, пожалуйста, загружай-выгружай с любой стороны. Удобно и время экономится, — увлеченно, не прерываясь рассказывал ученый.
Еще одно изобретение Владимира Ивановича также позволяет упростить погрузочно-разгрузочные работы. В запатентованном устройстве боковые стены грузового фургона поднимаются и опускаются, словно крылья бабочки.
На счету Мазина еще несколько зарегистрированных новаций, которые уже сегодня можно применить в жизни. Большая часть из них связана с логистикой и автомобилестроением. Например, изобретатель предложил особой конструкции поворотную площадку, устанавливаемую на оси большегрузов, облегчающую управление фурами. Он же придумал и запатентовал проект автомобильной стоянки, которая представляет собой пятиэтажное здание, размером с хрущевку, в котором автомобили размещаются на парковку с помощью специальных подъемников и тягачей без участия водителей.
Завершая рассказ об очередном изобретении, Владимир Иванович расплывается в улыбке человека, глубоко удовлетворенного своей работой. Правда, по его словам, ни одно из изобретений так и не заинтересовало производителей. Он слал письма и предложения на автомобильные заводы, но ответа от них так и не получил.
– Процесс изобретения доставляет удовольствие на этапе, когда ты работу заканчиваешь. И видишь, как она вырисовывается. И по расчетам и по интуиции понимаешь, что она будет давать выгоду. Кроме радости есть и муки творчества. Случаются и разочарования — любое изобретение может устареть еще в момент разработки.
Тем не менее, Мазин не расстраивается и не жалеет о том, что связал жизнь с изобретательством. Изобретателями не рождаются, считает он. Окончив Одесский институт инженеров морского флота, Мазин распределился в порт Ванино, Сахалинского пароходства. Будучи молодым специалистом, быстро проявил себя и возглавил конструкторско-технологический отдел порта. Потом работал на Украине. И везде, где бы не находился, продолжал учиться.
– Вы спрашиваете — как стать изобретателем? Здесь знания определенные нужны и немножко опыта производственного. А еще нужен навык анализа — как усовершенствовать, упростить ту конструкцию, которая есть. Можно ли сделать лучше? Кто-то считает, что конструкция и так хороша, и она его устраивает. Она же работает. Вот такая логика. Это называется инженерный консерватизм, — объяснил Владимир Иванович. — А чтобы стать изобретателем, надо поставить цель, а потом попробовать, посмотреть — как к этому подойти. Я знаю у нас много хороших толковых ученых, инженеров. У них есть идеи. Но они не хотят этим заниматься. Кому это надо?
Сегодня Владимир Иванович Мазин с коллегой завершает работу над очередным изобретением.
– Мы его оформим и все. Больше не хочу этим заниматься. Старый уже. Отдыхать надо, — говорит он, но на этот раз категоричному баритону изобретателя верится с трудом. Наверное, потому, что в его глазах продолжает гореть какой-то огонь, а в рассказах проскальзывают нотки азарта.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости