Новости – Общество
Общество
Спрос на Сочи
Фото: ИТАР-ТАСС, ЕРА
Туроператоры ожидают от нового сезона большого количества убытков, жесткой конкуренции с Крымом и снижения прибылей
22 апреля, 2014 13:01
7 мин
Спрос на отдых в Сочи заметно вырос. Зимние Олимпийские игры 2014 года сделали отличную рекламу курорту. В 2014 году сочинский морской порт должен был принять 166 лайнеров с иностранными туристами (в прошлом году их было 49. — РП.). Но туроператоров тревожит появление двух новых субъектов РФ — Крым и Севастополь. Протекционистская политика государства по отношению этим территориям скажется на заполняемости сочинских отелей и здравниц, считают представители санаторно-курортной отрасли олимпийской столицы.
– Прогнозы на этот сезон очень хорошие. Мы сейчас беспокоимся не столько за этот сезон, сколько за будущее, — считает глава города Сочи Анатолий Пахомов. В беседе с корреспондентом «Русской планеты» он перечисляет основные преимущества курорта.
– У нас есть санаторно-курортное лечение, пляжный отдых и новые, созданные к Олимпиаде, горнолыжные курорты. Это делает наш город самым благоприятным и конкурентоспособным.
– Во всех агентствах, где бронируют путевки в Сочи, обязательно спрашивают экскурсию в олимпийский парк, — говорит Сергей Доморат, заместитель начальника Управления по курортному делу и туризму администрации Сочи. — То есть, интерес к городу очень большой, в том числе благодаря тому, что у нас прошли Олимпийские игры.
По приблизительным прогнозам этим летом в Сочи приедет около трех миллионов отдыхающих. Но монополия курортов Краснодарского края на Черное море закончилась. Государство, используя всю мощь своих ресурсов, как это было при подготовке к зимней Олимпиаде 2014 года, переключилось на Крымский полуостров.
– Нельзя один курорт поддержать, а другой бросить. Нужно иметь волю, чтобы планово все выстроить и нас не загубить, — делится своими опасениями с корреспондентом «Русской планеты» по поводу предстоящего летнего сезона в Сочи Ольга Гусарова, генеральный директор оздоровительного комплекса «Спутник». — Появилось крымское направление, которое сейчас нас всех тревожит. Тревожит даже по гарантированным корпоративным заездам. Может пройти какая-то государственная команда поддержки, и мы потеряем клиента.
Один из таких клиентов «Спутника», рассказывает Ольга Гусарова, собрался отчалить в Крым.
– Мы на грани потери одного очень большого мероприятия: 10 дней, 650 человек. Это налогооблагаемая база. Мы подготовились, мы границы все установили, чтобы кому-то отказать. Как будет дальше — мы не знаем. Напряженность большая.
Поддержка курортов Крымского полуострова может повлиять на заполняемость сочинских отелей и здравниц, оттянув на себя часть отдыхающих, считает директор туристического агентства «Ривьера-Сочи» Бэлла Тарасова. Но их количество вряд ли серьезно повиляет на заполняемость сочинских здравниц.
– Сочи не предлагает такой вид отдыха, который предлагает Крым — это отдых для непритязательного туриста. Крым позиционирует себя как курорт для категории клиентов с доходом 15 тысяч рублей в месяц. К тому же есть и другие проблемы на полуострове — старые коммуникации, вода по графику, проблемы с переездом, единый билет. Поэтому говорить, что этот сезон в Сочи находится под угрозой, не приходится.
Иное мнение по этому поводу высказывает Ольга Гусарова, генеральный директор оздоровительного комплекса «Спутник».
– Крым демпингует. А еще есть дешевая Абхазия. Поэтому этот год отработаем, но подобная напряженность и угроза потерять клиентов есть для всех здравниц Сочи.
Что касается цены на билеты в Сочи, то для жителей многих регионов России она достаточно высока.
– Пока доедешь в Сочи, по стоимости выходит дороже, чем сам отдых, — говорит Ольга Гусарова.
– Мы совместно с крупными авиакомпаниями прорабатываем идею создания единого комплексного турпродукта, который бы включал в себя перелет, трансфер до места размещения, непосредственно размещение и трехразовое питание, — говорит Сергей Доморат, заместитель руководителя Управления курортного дела и туризма администрации Сочи.— То есть аналог комплексного продукта, который давно работает на зарубежных курортах.
Тем временем «Росавиация» по заданию правительства разработала и опубликовала проект списка из 16 российских городов, откуда этим летом авиакомпании должны совершать субсидированные государством перелеты в Крым. В него входят Архангельск, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Киров, Красноярск, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Сургут, Томск, Тюмень, Уфа и Челябинск. Для каждого города установлена своя предельная стоимость билета. Так, например, билет из Екатеринбурга или Челябинска обойдется в 3 тысячи рублей. Перелет из этих же городов в Сочи — 6700 рублей. За субсидированный авиабилет из Тюмени в Симферополь надо будет заплатить 3400 рублей. За перелет рейсом Тюмень-Сочи придется раскошелиться на 8100 рублей.
– Вот и кранты курортному сезону в Сочи. Ведь правда? — говорит Дмитрий Богданов, директор сочинского санаторно-курортного комплекса «Знание». — Крымская тема — это серьезный вызов для курорта Сочи. Я знаю, что ряд корпоративных клиентов уже переориентировались на крымские здравницы, где они торгуются по цене, выбивают максимальные скидки, решают вопросы о бонусах. Это те деньги, те клиенты, которых Сочи уже не увидит.
Еще одна проблема — из-за ситуации на Украине Генеральная ассамблея ООН рекомендовала Международной морской организации (IMO) сделать соответствующие выводы. Ряд круизных операторов исключили из маршрута Севастополь, Ялту и Одессу. Сочи попал в число пострадавших, что называется «за кампанию»: лишившись украинских портов, круизные операторы лишились практически всей крымско-кавказской круизной линии (Сочи-Ялта-Севастополь-Одесса) и были вынуждены переориентироваться на порты Турции, Румынии, Грузии и Болгарии. Вследствие чего, как пояснили корреспонденту «Русской планеты» в морском агентстве «ИНФЛОТ-Сочи», к сегодняшнему дню сорок заявок на заход круизных лайнеров в порт Сочи отозваны. Как будут развиваться события дальше, в агентстве по обслуживанию морских судов сказать затрудняются.
Еще вопрос — насколько выиграет от постолимпийского бума каждое конкретное предприятие, число которых в ходе подготовки к Олимпиаде выросло в разы (только гостиничных номеров было построено около 20 тыс.).
– В этом плане складывается интересная ситуация: гостей на курорте становится больше, а поскольку отелей значительно прибавилось, точек питания стало много больше, то все эксперты туристического рынка говорят, что, как говорится, черная икра будет размазана по курортному бутерброду очень тонким слоем. И это при том, что растут расходы, увеличиваются издержки. Поэтому вполне возможно, что не все предприятия этой сферы смогут закончить год с прибылью. Кто-то останется на нуле, а кто-то свалится в убытки. Потока туристов на всех не хватит — это очевидно, — считает Дмитрий Богданов, генеральный директор СКК «Знание».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости